Петр хотел приучить россиян к морю и всячески поощрял судостроение: он заложил основы отечественного государственного флота и способствовал развитию частного судовладения – от крупных купеческих судов до малого каботажного флота и прочих маломерных судов: частных ботов, шлюпок, гичек. И все эти суда долгие годы верно служили не только государству, но и насущным интересам обывателя. Расположенный в дельте реки город не сразу отстроил мосты, и поэтому малый флот на протяжении долгих лет верой и правдой служил горожанам недорогим и удобным транспортом, связывая многие районы столицы. А малые реки и каналы не только заметно сокращали пешеходные маршруты петербуржцев, но позволяли практически непосредственно к жилью доставлять дрова и прочие необходимые в повседневной жизни товары.
Сегодня трудно себе представить, насколько бурно функционировали питерские водные магистрали, как оживляли они городской ландшафт, придавая ему специфический облик города, расположенного на воде.
![]() Баржи на Фонтанке |
Увы, все это ушло в прошлое, и о былом значении Невы напоминают нам лишь сухогрузы и танкеры, встающие на якорную стоянку в ожидании разводки мостов в летнюю пору, да белоснежные многопалубные туристские лайнеры, швартующиеся у редких невских причалов.
Все буйство прошлой прибрежной жизни, конечно же, осталось на картинах и гравюрах русских художников, и любознательные могут увидеть сцены ушедшего городского быта в экспозициях питерских музеев. Но сегодня мы имеем возможность кое-что показать вам на страницах нашей газеты, ибо фотолетописцы города также не могли пройти мимо этих любопытных сюжетов.
По мере развития наземного транспорта все меньше стала ощущаться потребность в невских водных артериях как транспортных магистралях, а значит, и горожане не всегда осознают, что Петербург – крупный морской и речной порт – все эти сооружения и события жизни портового города скрыты от глаз обывателя и туристов. Более того, жители новостроек, которым по роду деятельности не надо выбираться в центр города, на берега Невы, могут годами не видеть ее водных просторов.
Я вспоминаю историю, рассказанную мне родителями одной девочки, которую где-то в пятом или шестом классе повезли на автобусную экскурсию по городу. Ее семья живет в Купчино – там, в основном, и проходила ее жизнь, – девочка ходила в школу, на музыку, на занятия в спортзал, по воскресеньям ездила с родителями в Пушкин и Павловск, лето проводила в деревне. И только благодаря этой экскурсии она проехала вдоль невских берегов, увидела Финский залив, и впервые осознала что ее город… стоит у моря! Ее удивлению и восторгам не было границ!
![]() Открытие навигации |
В прежние времена все было иначе. Вот что пишет в своих воспоминанниях один из очевидцев того, как выглядел город сто лет тому назад: «Везде, даже у фешенебельной Дворцовой набережной, торчали барки. Они нарушали архитектурную ясность набережных и стройность замечательных ансамблей береговых зданий, но одновременно придавали оживление широкому простору невских вод. В высокую воду барки, натягивая канаты, поднимались, раскачивались, скрипели бортами, задевая друг друга бортами и угрожающе демонстрируя мощь водной стихии.
Баржи везли из глубины страны лес, кирпичи, песок, железо, чугун в слитках, медь в чушках, пеньку, зерно, бочки сельди, соль и сотни других грузов. Они шли издалека, из Астрахани и Перми. Разгружали их вручную. Стлали узкие мостки, а по берегу – доски. На доски были набиты железные полосы, чтобы легче катилось колесо тачки. Дрова, кирпичи, уголь возили на тачках, мешки и кули таскали на спине.
![]() Крестный ход |
Барки были самого разного размера и вида: некрашеные серые плоскодонки, лайбы, соймы, белены с наклонными мачтами, смоленые баржи, железные шаланды и разные другие суда. Обычно по носу по обе стороны ахтерштевня шли цветные полосы разных оттенков на манер флага, и эти цвета у каждого судовладельца были свои».
Особенно много город потреблял дров. Кстати, я еще застал то время, когда многоэтажные дома отапливались печами. Мы жили на Петроградской стороне на шестом этаже замечательной архитектуры здания на Кировском (ныне Каменноостровском) проспекте. В каждой комнате стояли печки, а на кухне – огромная кирпичная плита в металлическом каркасе. Лифта на нашей лестнице не было, а дрова находились в подвале, где у нас, как и у всех жильцов дома, был свой чулан, в котором хранились припасенные летом дрова, керосин, картофель, старые лыжи и прочая рухлядь. Дрова укладывались на сложенную петлей веревку и на собственной спине поднимались на шестой этаж. Обыкновенно делалось это в воскресенье, но иногда приходилось «сбегать за дровами» и после прихода из школы.
Дрова привозили на лошадях со склада, находящегося неподалеку от нашего дома, на месте, где сегодня расположен Дворец молодежи, а туда дрова перегружали с барж, которые причаливали прямо к берегу или доставляли с Карповки, по которой их привозили буксирчики в плотах.
Вообще по городу баржи с дровами приставали практически в любом месте, а дрова складывались прямо на набережных, порой их бесконечные штабеля занимали и проезжую часть. В начале века дрова часто привозили на очень простых баржах, сделанных из толстых досок, сбитых деревянными штырями на кокорах. Они дешево обходились лесозаготовителям – труд лесорубов и плотников, изготовлявших эти баржи, ценился невысоко, и поэтому не имело смысла гонять их обратно, и часто эти баржи после разгрузки тут же распиливались на дрова.
![]() Возле Николаевского моста |
Такую же «технологию» использовали и купцы, торгующие знаменитой керамикой из Алеховщины, расположенной в Лодейнопольском районе.
Они заказывали баржу где-нибудь на Свири, загружали ее всевозможными глиняными изделиями – расписными и обожженными горшками, крынками, кружками, кувшинами, детскими игрушками, свистульками, потом цепляли ее к проходящему мимо каравану и сплавлялись вниз до Ладоги, а потом по Неве. Выбрав в городе место побойчее, приставали к набережной и начинали торговлю своим товаром, а, распродав его, уступали по дешевке барку какой-нибудь артели, специализировавшейся на дровах, а те быстро реализовывали ее.
Точно так же привозили в город и другие грузы. «Хлебные волжские баржи с пестрыми расписными деталями, – пишет М. А. Григорьев, оставивший нам подробное описание жизни города в начале ХХ столетия, – останавливались испокон веков против Калашниковских складов, немного ниже Александро-Невской лавры. Над ними всегда вились тучи голубей. Эти сохранившиеся до сих пор склады (автор писал свои воспоминания в 1930-1950 гг. – В. Н.) были главным мучным амбаром Петербурга. В складах обитали миллионы крыс, которые по загадочной привычке к миграции иногда выползали из складов и пересекали улицу столь плотным потоком, что трамваи останавливались.
![]() Николаевская набережная |
У Воскресенской набережной (ныне набережная Робеспьера), выше Литейного моста, разгружались баржи с сеном и фуражом. Около буянов Сельдяного, Сального, Пенькового стояли барки с соответствующими товарами. Много барок находилось у Биржевой стрелки, но больше всего их было на Малой Неве. Между Биржевым и Тучковым мостами они размещались у левого берега, ниже Тучкова моста – почти на всю ширину реки, оставляя лишь проходы для караванов…
Караваны чаще всего шли по Обводному каналу и Фонтанке, а большие барки – по Мойке и Екатерининскому (канал Грибоедова) каналу. Здесь баржи обычно спускались без буксира, самоходом по течению. Команда отталкивалась от дна длинными шестами метров по восемь. Воткнет человек с носа барки такой шест в воду, упрет в дно и, повисая телом над водой, идет на корму, где шест выдергивает, и снова идет на нос».
По Неве и многочисленным ее рукавам целыми днями маленькие приземистые буксиры с черными трубами, из которых валил черный дым, таскали караваны барж. Сохранились в памяти очевидцев и их названия: «Могучий», «Трудолюбивый», «Илья Муромец», «Тверь», «Волга», «Шексна». Были и оригинальные – «Иван Никифорович», «Шаляпин», «Салаг» и др. По малым рекам ходили пассажирские пароходики, принадлежавшие двум кампаниям – Щитова и Финляндскому обществу легкого пароходства. Горожане охотно пользовались их услугами – они не только довольно быстро перевозили пассажиров, но и доставляли им немало удовольствия понаблюдать за происходящим на набережных.
![]() Спуск судна |
Вдоль всех невских берегов то тут, то там были разбросаны многочисленные пристани и дебаркадеры, к которым швартовались еще более многочисленные плавсредства, было много живорыбных садков, где можно было купить свежую рыбу, прокатных лодочных станций, встречались и редкие купальни.
Это были полузатопленные баржи, со сколоченными на палубе раздевалками, а купались в их заполненных водой трюмах, смельчаки норовили купаться прямо в Неве, но это было опасно и, как правило, каждый год в газетах появлялись сообщения об утонувших.
На Неве имелось много мест, где были перевозы, они также пользовались большой любовью горожан, и многие предпочитали поездку на ялике прогулке по недавно отстроенным мостам.
Невозможно описать все невские набережные с их причалами и особым колоритом, обусловленным историческим и социальным статусом того или иного городского места. Можно лишь для примера бегло рассказать, что творилось в одном из самых оживленных мест – на правом берегу Невы ниже Николаевского моста. Вся эта набережная вплоть до Горного института использовалась как сплошной портовый причал. «Здесь, – пишет уже упомянутый автор, – были пристани пассажирских ближних линий: на Петергоф, Кронштадт, Лисий Нос, Териоки, и дальних: на Выборг, Гельсингфорс, Ганке, Стокгольм, Ревель, Ригу. От Сальнинской пристани уходили речные пароходы на Шлиссельбург, Ладогу, Шексну, Онегу. Дальше до самого Горного института, тянулся причал для торговых кораблей. Суда стояли вдоль всего берега, иногда в два ряда, борт к борту. Днем и ночью кипела работа. Вертелись небольшие береговые краны, склепанные из чугунных листов, поворачивались корабельные стрелы, тарахтели паровые лебедки, пронзительно свистели сигнальные. Эти звуки неожиданно перекрывал мощный гудок отплывающего парохода.
![]() Трамвай на Неве |
Небольшие пассажирские пароходы выглядели игрушечными рядом с грузовыми гигантами водоизмещением по 10 000-15 000 тонн. Среди сутолоки и суеты затерянный и жалкий, задавленный громадами кораблей и заслоненный штабелями грузов, стоял перед Морским училищем миниатюрный памятник Крузенштерну».
Сюда же ежегодно приходили и экзотические суда, чей приход становился событием для обитателей Васильевского острова. Так, по весне швартовался на Николаевской набережной большой пятимачтовый парусник из Рио-де-Жанейро, борта которого были окрашены чередующимися белыми и черными полосами, как у старинных фрегатов. Этот корабль привозил пряности, древесину редких и ценных пород, диковинные фрукты. Когда его разгружали, по близлежащим линиям разносился приятный сладкий аромат.
Примерно в то же время швартовался и крупный пароход «Кильдин», привозивший с Кольского полуострова бочки соленой трески и сельди. Эти бочки из бездонных трюмов парохода лебедками вытаскивали наверх и тут же на набережной их штабелевали. На какое-то время горы из бочек возвышались над причалами. Бочки, несмотря на качественную укупорку, после долгого рейса от постоянной болтанки начинали понемногу протекать, и весь Васильевский остров на несколько дней пропитывался специфическим острым запахом соленой трески. Ну как тут было не ощутить, что Питер истинно приморский город!
Ниже по течению за Горным институтом, как и сегодня, громоздились спущенные на воду торговые и военные суда, которые достраивались у причалов Балтийского завода и Нового Адмиралтейства. Выкрашенные суриком их мощные корпуса возвышались над береговыми постройками, и оттуда постоянно доносился шум не замирающей работы. Грохотали молотки заклепщиков, доносился визг метала, что-то падало, гудели трудяги-буксиры, постоянно шнырявшие между высоченными кирпичного цвета корпусами судов. Большим праздником были частые – флот активно строился – спуски кораблей. Приезжало всевозможное начальство, на обоих берегах Невы выстраивались толпы рабочих, а в окрестной акватории внезапно появлялось бесконечное количество мелких суденышек, на которых многочисленные зеваки сползались поглазеть на захватывающее зрелище. Заводские буксиры отгоняли их на безопасное расстояние – мощная волна, возникавшая при спуске крупного судна, стеной расходилась по Неве и порой заливала мелкие суденышки. Говорят, бывали и жертвы. Но каждый раз находились новые желающие, старавшиеся в непосредственной близости увидеть это величественное представление.
![]() Вид на Николаевский мост |
Зимой на Неве становилось пустыннее, но и тогда она не замирала. Во многих местах пилили лед и грузили его на сани – холодильников в ту пору еще не было, и в подвалах магазинов и ресторанов устраивались ледники. Лед для них специально выпиливали и глыбами длиной по полтора-два метра вывозили заказчикам. Во многих местах зимой устраивались переезды для сокращения расстояния между берегами. С набережной делали дощатый съезд для саней, а весь маршрут с двух сторон обставлялся вешками – нарубленными молоденькими елками. Специальные люди следили за прочностью льда по ходу переезда. По нему же шли и многочисленные пешеходы.
Именно по невскому льду были проложены рельсы первых питерских трамваев. Владельцы конок неохотно приняли появившихся конкурентов.
Особенно оживленно становилось на Неве в день Крещения. Главная Иордань вырубалась в самом центре города – перед Зимним дворцом. Тут проходил крещенский парад, митрополит служил Крещенскую обедню, и начинался праздничный крестный ход. Вся Нева и окрестные набережные были заполнены народом. Палили пушки, установленные в непосредственной близости к Иордани, им вторили орудия с Петропавлоской крепости. Зрелище было фантастическое!
Но было и еще одно, неорганизованное, мероприятие – каждый год в день, когда на Неве начинался ледоход. Как-то случалось, что в этот день обычно пасмурное питерское небо вдруг очищалось от низких облаков, сияло весеннее небо, блестели золотом купола церквей, шпили Адмиралтейства и Петропавловки, и, казалось, в город приходила сама Весна. И тогда берега и набережные заполнялись толпами людей, одетых еще по-зимнему – в шубах и полушубках, громоздких пальто на вате, громоздких шинелях и бекешах, но большинство в этот день снимали свои шапки – кто дорогого меха, а кто потрепанные малахаи – и радостно грелись под первыми лучами по-настоящему весеннего солнца. А по Неве, громоздясь друг на друга, поднимая особый шелестящий шум, дружно и мощно неслись по реке голубоватые льдины. Нева очищалась ото льда. Впереди были долгожданное лето и очередная навигация, которую ждали все.